Вначале разберем «на молекулы» состав напитков. С этим нам помог Сергей Бесараб.
Я решил сравнить два главных лидера рынка не просто «в теории», но и изучить их в полевых условиях. Из приборов под рукой были свежекалиброванные аппараты EC-meter HM Digital COM-100 (измеритель электропроводности) и рН-метр HM Digital pH-200 (цифровой рН-метр). Итак, берем два почти полных аналога: Coca-Cola без сахара и Pepsi-Cola без сахара. После выдерживания двух часов при комнатной температуре (25 °C) для дегазации, инструментально их щупаем.
-Coca-Cola: EC = 1,26 mS, TDS (442) = 932, pH 5.33 (через 8 часов дегазации стал 5.44)
-Pepsi-Cola: EC = 1,2 mS, TDS (442) = 854, pH 5.40 (через 8 часов дегазации стал 5.74)
Электропроводность (ЕС) и эквивалентное значение общего содержания растворенных веществ (TDS, ppm по шкале 442 используемой для оценки минеральных вод) отражают ионную насыщенность раствора. В обоих случаях значения указывают на высокую концентрацию растворенных ионов.
Более высокие показатели у Coca-Cola свидетельствуют о большей суммарной ионной нагрузке по сравнению с Pepsi-Cola. Предположительно, это обусловлено отличиями в рецептуре: концентрацией кислот, уровнем минерализации воды, типами и количеством подсластителей и консервантов. Разберем составы чуть позже.
Исходные значения pH напитков указывают на слабокислую среду, хотя кислотность полностью маскируется подсластителями. Повышение pH после длительной дегазации свидетельствует о выходе углекислого газа и снижении концентрации угольной кислоты, временно понижающей pH. Более выраженное повышение pH у Pepsi-Cola указывает на меньшую буферную емкость кислотной системы или изначально меньшую концентрацию кислот. Это согласуется с более низкими значениями EC и TDS, и это говорит о меньшей концентрации растворенных ионов (в т.ч. H⁺ и анионы слабых кислот). Также динамика изменения pH напрямую связана с изначальной концентрацией растворенного CO2: чем выше начальное содержание CO2, тем ниже начальный pH, и тем сильнее падение pH со временем. Возможно, в случае Pepsi-Cola больший прирост pH предполагает более значимый вклад CO2 в ее начальную кислотность по сравнению с Coca-Cola, в которой, возможно, основную роль играют сильные испаряемые кислоты.
Перейдем к составам (в соответствии с этикетками):
-Coca-Cola: вода, СО2, краситель E150d, фосфорная кислота, подсластители: цикламат, ацесульфам К, аспартам, натуральные ароматизаторы, кофеиновый ароматизатор, цитрат натрия.
-Pepsi-Cola: вода, СО2, краситель E150d, подсластители: аспартам, ацесульфам К, кислоты: фосфорная, лимонная, цитрат натрия, ароматизатор, в т.ч. кофеиновый.
Вроде все согласуется с инструментальными данными: у Coca-Cola фосфорная кислота стоит в списке раньше, чем у Pepsi, т.е. концентрация кислоты больше.
Сама по себе фосфорная кислота активно используется в пищевой промышленности, но вместе с тем идет и для удаления ржавчины, для приготовления т.н. составов для фосфатирования сталей (антикоррозионные грунтовки под покраску).
Притом в фосфатирующих составах используются примерно такие же концентрации фосфорной кислоты, как и в Coca-Cola. Не слишком большие в абсолютных цифрах, но, тем не менее, маскируемыеподсластителями и незаметно закисляющие организм человека (и усугубляющие, например, метаболический ацидоз от похмелья, поэтому не дай вам Бог после празднования Нового года заменять Боржоми Кока-Пепси-Колами).
В целом, сама по себе фосфорная кислота относится к минеральным кислотам средней силы. По первой ступени диссоциации (оценка «мощности» кислоты) она уступает сильным кислотам (вроде серной из автоаккумуляторов, азотной или даже соляной, которая в желудке у человека). Но при этом обходит органические кислоты (вроде упомянутой уже сульфаминовой, уксусной или лимонной, с которой фосфорной кислоте приходится соседствовать в Coca- и Pepsi-Cola).
И там, и там на этикетке указано: «является источником фенилаланина». Это связано с подсластителем аспартам (метиловый эфир дипептида L-фенилаланил-L-аспарагиновой кислоты). По нормам ЕС (1333/2008) этот компонент может вызывать нейротоксические эффекты у людей с фенилкетонурией.
Продолжаем про подсластители. У Coca-Cola их состав более разнообразен, присутствует цикламат — соль циклогексилсульфаминовой кислоты. Дальний-дальний родственник сульфаминовой кислоты, используемой в CIP-мойке на молочных заводах для удаления накипи с оборудования и труб. Единого консенсуса по поводу цикламатов нет, но в некоторых странах они запрещены из-за подозрений на канцерогенность.
Краситель E150d — это т.н. кармель аммонийно-сульфатная или карамель IV типа. Синтезируется это вещество термической обработкой (карамелизацией) сахаров в присутствии аммиака и сульфатов. Претензии связаны с вероятностью образования при производстве этого красителя 4-метилимидазола (4-MEI) – потенциального канцерогена (2B по классификации IARC). Вдобавок к 4-MEI могут образовываться и другие гетероциклы. В малых дозах все это условно безопасно, но вот при регулярном применении возможен кумулятивный эффект. Не стоит забывать также и про следы сульфитов, которые способны оставаться после сульфатной обработки карамели. Остается лишь надеяться, что компании Coca-Cola и Pepsi заботятся о своей репутации и тщательно выбирают поставщиков реактивов.
Интересное замечание и по поводу кофеина. На этикетках в ЕС наличие кофеина прямо не указывается: мы видим, что написано лишь про «ароматизатор кофеина». Но ведь кофеин сам по себе не имеет ровным счетом никакого запаха — скажет любой читатель, прочитавший статью на Белых Халатах. А здесь все дело в том, что по европейской директиве 2002/67/EC любые напитки с содержанием кофеина >150 мг/л обязаны это явно указывать. Но у Coca и Pepsi содержание составляет до 99 мг (по разным данным). Помимо этого он идет как усилитель вкуса, а не как активный ингредиент, а значит, регулирование и требования к маркировке менее строгие. А конечный потребитель, в принципе, не способен отличать напитки с кофеином от напитков без кофеина, особенно при небольших его концентрациях. Так что здесь в основном упор на плацебо-эффект.
Психологическую часть нашего исследования мы доверили психиатру Владимиру Пикирене:
Итак, может ли появиться зависимость от колы и похожих напитков? Да, вполне может, хоть этот риск меньше, чем от психоактивных веществ, таких как алкоголь, никотин, опиоиды, амфетамины и т.д. Но есть и другая сторона: меньший риск с лихвой компенсируется распространенностью. Сладкую газировку может купить любой и в любом количестве.
Почему люди вообще могут становиться зависимыми от колы и т.п.? Ответ относительно прост: зависимость может быть от всего, что вызывает удовольствие: еда, секс, покупки, игры, вещества, экстрим и т.д.
Если говорить о конкретных механизмах, то их несколько:
1 — Быстрое поступление сахара в кровь (ускоряется за счет газов в напитках) приводит к повышенной активации системы вознаграждения. Мозг это запоминает и требует потом повторить.
2 — Сахар и другие компоненты усиливают вкус еды, употребляемой вместе с напитком, что тоже стимулирует чаще его применять.
3 — Кофеин и другие стимуляторы в составе напитков также приводят к активации системы вознаграждения и действуют в одном направлении с сахаром.
Иногда люди становятся «фанатами» какого-то определенного напитка: Coca-Cola, Pepsi-Cola, Dr. Pepper и других. Это связано уже не с физиологическими/химическими свойствами напитков, а с тем, какие эмоции, состояния и воспоминания ассоциируются с приемом. Когда человек пьет любимый напиток, он как бы погружается в желаемое состояние, уменьшая психологическое напряжение, снимая стресс, получая дополнительное удовольствие.
Помните леденящие кровь истории о том, что «кола» прожигает в желудке дыру размером с кулак? Как влияют Coca-Cola и Pepsi-Cola на наш ЖКТ, рассказала гастроэнтеролог Лидия Тарасенко.
Выделим несколько важных моментов, которые чаще всего беспокоят людей, употребляющих «колу» или запрещающих употреблять ее своим близким.
«Кола» — слишком сладкая? Если говорить о классической Coca-Cola или Pepsi-Cola — содержание сахара в 100 граммах продукции колеблется в районе 10 грамм, то есть примерно столько же, сколько умещается в две чайные ложки. Это действительно очень много: в поллитровой бутылке содержится дневная норма сахара для взрослого человека. Но все познается в сравнении. Посмотрим, как с этим вопросом обстоят дела у «крайне полезных» соков, возьмем те, что можно легко найти на прилавках беларуских магазинов: «Добрый» — 10,5 грамм сахара на 100 грамм, «Фруктовый сад» — 12 г, «J7» — 11 г, «Rich» — 12 г…
«Кола» влияет на повышение кислотности желудка? В напитках содержится ортофосфорная кислота. Этот факт постоянно становится предметом для различных манипуляций: мол, когда вы пьете «колу», то буквально вливаете внутрь себя кислоту! Да, это напиток с высокой кислотностью (около 2.6), но людям, которые рассказывают вам подобное, стоит вспомнить школьную таблицу «силы кислот», и сразу станет понятно, что соляная кислота, содержащаяся в нашем желудке, значительно «злее» ортофосфорной — нормальная кислотность (pH) желудка 1–2 (чем ниже эта цифра, тем больше содержание кислоты). Нет научных доказательств того, что «кола» разъедает стенки желудка, вызывая гастрит или язву.
Существует миф о том, что кола помогает при кишечных инфекциях. Это неправда: слишком много сахара, который скорее станет питательной средой для бактерий — это совсем не то, что мы ожидаем от средств для пероральной регидратации. Что действительно может помочь вылечить кола — редкое заболевание, когда в желудке скапливаются клубки из растительных волокон (фитобезоары). Классический способ лечения — хирургический, однако описаны случаи, когда людям с такими образованиями удавалось растворить их кока-колой. Считается, что это благодаря сочетанному действию пузырьков СО2, которые “разрыхляют” содержимое, позволяя кислоте из желудочного сока и самой колы растворить образование.
Теперь несколько слов о том, что представляет для нашего организма «кола без сахара». Состав Cola Zero и Pepsi Zero отличается от «сладких» только одним: вместо сахара в них смесь цикламата, ацесульфама и аспартама. Смешивать приходится, потому что «соло» любой подсластитель не имитирует полноценно ощущения, как от употребления сахара, в смеси же получается достичь максимально похожего вкуса. Когда мы слышим, что сахарозаменители — это химия, яд, которым пичкают организм вместо «натурального» сахара, стоит помнить, что в «коле» уже давно ничего натурального, кроме воды.
Даже без калорий чрезмерная сладость искусственных подсластителей может провоцировать выброс инсулина (парадоксально!), несмотря на отсутствие настоящего сахара, и влиять на регуляцию аппетита, что приводит к усилению тяги к еде и иногда к перееданию. Еще один негативный эффект от заменителей сахара — риск нарушения состава микрофлоры кишечника. Хорошая новость в том, что у нас недостаточно данных, чтобы делать однозначные выводы о степени риска. Есть большая вероятность, что бокал колы за праздничным столом все-таки не нанесет ощутимого вреда.
А еще у некоторых людей газированные напитки провоцируют изжогу и вздутие, но здесь нет железных правил — ориентироваться нужно на свое самочувствие.
Размышления о вреде колы сводятся к проблеме того, насколько может навредить организму подслащенная газированная вода. Если коротко — ответ будет таким: никакой пользы от сладких газированных напитков вы не получите; если можете, то лучше полностью отказаться от их употребления — это, как минимум, позволит сократить количество потребляемых калорий. Но и демонизировать эти напитки нет поводов.
Большой разбор знаменитых напитков специалистами
Бывший заведующий рассказал о феномене «пьяных больниц» в Беларуси
Что переживают пожилые родители и взрослые дети, когда их разлучает эмиграция и как облегчить расставание