01-08-2024

Трагедия, которой можно было легко избежать

Детский невролог рассказала об очередном ребенке — жертве «антипрививочников».

Авторитетная врач-невролог Светлана Куликова рассказала в своем Instagram печальную историю. Мы хотели бы показать вам её полностью, а затем добавить немного полезной информации. Вот как выглядит сам пост:

«Не могу не написать об этой истории… Передо мной фото маленького красавчика, одетого в белый брючный костюм, который еще месяц назад «зажигал» своей энергетикой всех окружающих на одном торжественном мероприятии.

А сегодня этот малыш в реанимации, в крайне тяжелом состоянии… А всё почему? Потому что кто-то убежден, что вакцины вызывают аутизм, «нагружают» иммунитет, содержат ртуть… что «лучше переболеть, чтобы сформировался свой иммунитет»…

Но, к сожалению, не все болезни можно просто «переболеть»… Уменьшение числа вакцинированных людей возвращает нас в эпоху, когда главной причиной смерти были инфекционные болезни… Вспышки кори, коклюша… Так и этому малышу не посчастливилось, не будучи еще привитым, в свои 8 месяцев попасть в окружение людей, болеющих корью… и заболеть… переболеть… причем, легко переболеть… выполнить в последующем весь календарь прививок и…

И спустя почти четыре года, в течение одного месяца потерять способность говорить, двигаться и утратить сознание… Заставить родителей жить надеждой на чудо».

Проблема антипрививочников сейчас все больше беспокоит медиков по всему миру. О том, что она непосредственно касается и Беларуси, вы можете понять по опубликованной выше истории. Мы собрали несколько важных ссылок, позволяющих увидеть научные доказательства вреда, который приносит сейчас движение антиваксеров.

«Оценка численности населения, настроенного против прививок и сомневающегося в вакцинации, в США, Великобритании и Канаде» — исследование, проведенное в 2022 году. Исходя из него, мы можем понять нынешнюю обстановку с отказниками от вакцинации в развитых странах. Если коротко, самые важные моменты следующие:

  • Хотя процент антипрививочников и небольшой, примечательна доля людей, которые сомневаются в вакцинах. Как раз за умы «колеблющихся» и идет война в первую очередь.
  • В то же время некоторые люди, которые благосклонно относятся к вакцинам, по-прежнему обеспокоены, особенно по поводу побочных эффектов. А это значит, что надо как можно понятнее, подкрепляя слова исследованиями, рассказывать о преимуществах вакцинации.
  • Тот факт, что существует такая большая доля населения, которое обладает сочетанием как положительных, так и отрицательных убеждений в отношении вакцинации, позволяет предположить, что призывы элит (особенно от политических лидеров) могут сыграть решающую роль в том, достигнут ли страны высокого уровня вакцинации, необходимого для общественного здравоохранения.

В стране, где звучат пожелания лечиться от COVID-19 водкой, баней и трактором, с этим могут быть проблемы.

Уже пять лет назад, составляя перечень «Десяти угроз глобальному здравоохранению в 2019 году», Всемирная организация здравоохранения обозначила одной из них «Vaccine hesitancy» — «Нерешительность в вакцинации». В частности, в этом тексте говорится, что такая нерешительность «угрожает обратить вспять прогресс, достигнутый в борьбе с болезнями, предупреждаемыми с помощью вакцин… Например, заболеваемость корью во всем мире выросла на 30%. Причины такого роста сложны, и не все эти случаи вызваны нерешительностью в отношении вакцинации. Однако в некоторых странах, которые были близки к ликвидации этой болезни, наблюдается её возвращение».

Для понимания: в 2016 году Беларусь получила сертификат элиминации кори от ВОЗ, т.е. эндемичной (местной) заболеваемости не было, а регистрировались только завозные или связанные с завозными случаи заболеваний. Число зарегистрированных случаев заболеваний кори, переданных в ВОЗ: 2018 год — 259; 2019 год — 201; 2020 год — 0; 2021 год — 3; 2022 год — 0; 2023 год — 193. С июня 2023 по май 2024-го — 584.

В статье «Доверие к вакцинам падает по мере роста веры в дезинформацию о здоровье», размещенной Университетом Пенсильвании, рассказывается: «американцы меньше доверяют вакцинам для лечения различных заболеваний, чем всего год или два назад, и все больше людей принимают дезинформацию о вакцинах и Covid-19». В этой публикации важно обратить внимание на следующее:

  • В постпандемический период отмечается рост принятия людьми дезинформации по многим аспектам вакцинации.
  • Также в постпандемический период заметно снижение числа людей, которые доверяют информации по безопасности и эффективности различных вакцин.

Еще одна полезная ссылка — доклад ЮНИСЕФ «Распостранение дезинформации о вакцинации в Казахстане в 2020-2021 году». На примере страны из постсоветского пространства мы видим, что:

  • Более 50% антивакцинной дезинформации в казахстанском сегменте социальных сетей создаётся и/или распространяется не более, чем двумя десятками собственно казахстанских аккаунтов.
  • Несмотря на то, что декларируемые этими пользователями и группами цели могут быть различны, они объединены в неформальную сеть, обменивающуюся информационным и дезинформационным контентом и поддерживающую её участников, и преследуют различные цели, от политических и религиозных до целей личного обогащения.
  • Большое влияние на распространение дезинформации о вакцинации в Казахстане оказывает антивакцинное движение в России и США, значительная часть контента не является оригинальной и либо является прямым переводом, либо повторяет риторику российских и американских антивакцинных групп с учётом местных реалий.

В той или иной степени все эти тезисы можно применить и к Беларуси. Все эти публикации позволяют понять, насколько комплексной, можно сказать — международной является проблема противодействия пропаганде «антипрививочников». Для этого необходимо использовать не только все имеющиеся государственные ресурсы, но и авторитет негосударственных организаций. В условиях, когда авторитет правительства у населения крайне низок, а влиятельные общественные организации были вынуждены покинуть страну, можно предположить, что проблема «антиваксеров» в Беларуси будет становиться все острее.