15-08-2024

«Забудьте про «отработки», переодевания в коридорах больницы и холод в аудитории

Каково это — учиться в Карловом Университете?

Мы продолжаем серию статей про медицинские университеты разных стран мира. Наша задача — рассказать вам о жизни в этих вузах, предоставить информацию о том, как в них поступить, а главное, показать жизнь в университете глазами реальных студентов из Беларуси. На этот раз мы поговорили с выпускником Карлова Университета в Праге (Univerzita Karlova).

Вначале — базовая информация об университете. Карлов университет — самый крупный и самый известный в мире чешский университет, входящий в топ-500 лучших университетов мира по версии The Times Higher Education World University Rankings и занимающий 246 место в Тopuniversities. В настоящее время университет состоит из 17 факультетов, среди которых 5 — медицинских (Первый, Второй и Третий находятся в Праге, а также по одному в Градеце-Кралове и Пльзени) и один фармацевтический факультет (расположен в Градеце-Кралове).

В университете обучается более 53 тысяч студентов по более чем 300 аккредитованным программам по 642 специальностям. При этом 7 тысяч студентов — иностранцы. Обучение на чешском языке для иностранных студентов — бесплатно, на английском языке стоимость доходит до 15 тыс. евро в год.

Для того чтобы понять отличия в образовании, которое дает этот университет, от того, что можно получить в Беларуси, мы поговорили с одним из выпускников Карлова Университета, до этого учившегося в Минске.

— Почему ты выбрал именно Прагу?

Если говорить о базовой причине — из относительно недорогих стран ЕС это государство, где уровень медицины и качество медицинского образования выше, чем в других странах, входивших в соцлагерь или являвшихся республиками Советского Союза.

Несколько частных, но важных для меня особенностей. У всех студентов медицинских факультетов Карлова Университета есть бесплатный доступ к некоторым влиятельным платным медицинским журналам и порталам, подписка на которые может стоить более сотни евро. Причина учиться в стране ЕС в принципе — наличие программы Erasmus, позволяющей в течение полугода учиться в другой стране Евросоюза по обмену, и на эти цели даже выдается определенная финансовая поддержка. По сути, это помогает тебе попробовать другую страну «на вкус» без особых рисков и трудностей.

— Какими были первые впечатления от учебы в Карловом Университете?

— В БГМУ есть несколько корпусов, и кроме главного они все находятся в ужасном состоянии. Например, корпус на Асаналиева я буду помнить всю жизнь — пробираться к нему приходилось через задворки, какие-то старые гаражи, мимо стай бездомных собак... При этом в аудитории мы там зимой сидели в куртках, окна не справлялись с задачей сохранить тепло в здании. Чешские университеты в этом плане выглядят, конечно, намного лучше, даже при значительно более высокой стоимости энергоносителей здесь, мне кажется, невозможна ситуация, при которой студенты будут мерзнуть в аудитории.

В Беларуси университетской больницы нет, и здесь существуют расхожие точки зрения на то, хорошо это или нет. Одни говорят, что это хорошо, так как у тебя есть возможность проходить практику в большем количестве медучреждений. Но лично мне кажется, что в случае с Карловым Университетом все несколько иначе. Я проходил практику в Университетской больнице Мотол — это самая большая больница в Чехии, насчитывающая почти 2,5 тыс. койко-мест в стационаре, через нее ежегодно проходят более 900 тыс. пациентов. Очевидно, что в этом случае вопроса о нехватке практики не стоит.

При этом в Беларуси часто невозможно составить расписание так, чтобы ты получал практику в течение дня на одной клинической базе. Поэтому учащиеся вынуждены с утра до вечера несколько раз перемещаться из одного конца города в другой, что занимает много времени и сил. Когда я учился, студенты уже видели, что это — дикость, но когда мы начинали об этом говорить администрации, нам почему-то вспоминали «былые времена», как они в университет ездили на санях и т. д. В современном мире, мне кажется, такое сравнение и такая мотивация крайне неубедительны.

Еще большой плюс чешских факультетских больниц в том, что на их базе всегда есть нормальная столовая, где есть сытная и, что немаловажно, недорогая еда (около 5 евро за ланч, при том что в городе это будет стоить от 10 евро). Еще одно отличие, которое сразу бросилось в глаза, — во всех больницах есть полноценные гардеробные для студентов, где каждый получает свой индивидуальный шкафчик. Я помню, как во время учебы в Минске мы постоянно были вынуждены переодеваться в коридоре больницы.

В Карловом Университете фактически нет «отработок» за пропуски, которые знакомы всем, кто учится в БГМУ. Декан нашего факультета в прошлом году выпустил официальное постановление, по которому студенты могут пропустить до 20% занятий без объяснения причин.

И наконец, в Карловом Университете в каждом туалете есть туалетная бумага. Не могу понять, почему, но в Беларуси это была недостижимая культурная высота. Сколько времени и преподаватели, и студенты обсуждали проблему наличия бумаги в туалетах главного корпуса БГМУ, но ничего так и не поменялось. Кому-то это покажется мелочью, но ведь мы говорим о вещах, которые в Чехии сразу замечаешь.

— А как выглядят университетские здания?

— Я бы отметил новый университетский корпус, в котором сейчас учатся студенты 1-3 курса. Он выглядит привлекательно и современно как снаружи, так и внутри. Плюс внутри все аудитории оснащены по последнему слову техники.

Факультеты университета и университетская больница находятся не в одном месте. К счастью, Прага — это практически идеальный город с точки зрения общественного транспорта. За несколько лет жизни здесь я ни разу не сталкивался с проблемами в общественном транспорте.

Часть университетских общежитий выглядят уже старыми. Часть успели обновить. Поэтому, положа руку на сердце, можно сказать, что условия жизни в некоторых «общагах» здесь не сильно отличаются от тех, что были в Минске. Правда, здесь не будет самодурства, когда студентам запрещено использовать чайники или микроволновые плиты. Никто не будет следить за тем, кто и когда к вам в номер приходит вечером и ночью. К студентам здесь относятся как к вполне взрослым людям.

— На фотографии больницы Мотол можно увидеть вертолетную площадку. Это реально действующая служба или скорее «предмет интерьера»?

— В Чехии очень развита вертолетная медицина, поэтому этой площадкой пользуются регулярно, даже по сравнению со странами Северной Европы, где люди живут намного более разрозненно. Я предположу, что если ты живешь в одной из чешских деревень и у тебя случился инфаркт, с большой долей вероятности за тобой прилетит вертолет, и это не будет исключительным событием для местных жителей.

Вертолетная медицина — это очень дорого, правительство и страховые компании, по моему мнению, не считают деньги и порой раздают их на лечение излишне щедро. Некоторые страны Западной Европы не используют методики, которые используются в Чехии, так как нет уверенности в том, что есть разумное соотношение цены и пользы.

— Какие трудности и минусы учебы медиком в Чехии ты бы отметил?

— Конечно, в первую очередь это — языковой барьер. Причем, работая в медицине, ты обязан знать язык на высоком уровне, так как используешь его все рабочее время, контактируя при этом с людьми разного социального положения и возраста.

Думаю, что студентам, уже отучившимся в белорусском меде, будет непросто перестроиться на более интенсивный и самостоятельный график обучения. Здесь действительно больше приходится учить и при этом никто не пытается тебя заставлять получать знания. Например на Первый медицинский факультет набирают много людей, но уже вскоре практически половина из них отчисляют — не справились. На самом деле, в отличие от Беларуси, вылететь с учебы очень легко.

Помимо этого, стоит отметить, что в Чехии немало людей, у которых, мягко говоря, достаточно специфический взгляд на эмигрантов из Восточной Европы. Многие из них часто употребляют алкоголь и спешат вам высказать свою позицию прямо в глаза в не самой приятной форме. Оговорюсь: большинство людей, которые тебе встретятся в Чехии, будут доброжелательны и деликатны. Эта проблема, скорее, видна в большей степени врачам, которые работают со всеми слоями населения. Думаю, что в среднем для полноценной интеграции в чешское общество требуется 5-10 лет.

Если вы заметили, что информация в этой статье устарела, пишите нам в Телеграме @belhalat_bot, и мы внесем в текст коррективы.