13-07-2024

К чему может привести отсутствие права на ошибку?

Суд Кировского района приговорил хирурга за осложнение, которое может случиться в любой клинике мира.

10 июля в Кировском районе суд вынес приговор 35-летнему хирургу, жителю Бобруйска, по обвинению в «ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей, повлекшем причинение пациенту по неосторожности тяжкого телесного повреждения» (ч. 1 ст. 162 УК). Медика наказали ограничением свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа на 1 год и штрафом в 4 тыс. рублей.

Нам неизвестны подробности дела и ситуации с медицинской точки зрения, мы знаем только, что судебным заседанием установлено: врач, работая в одном из учреждений здравоохранения Бобруйска, 11 июля 2022 года, в ходе операции по удалению болезненно измененного желчного пузыря (холецистэктомия), в нарушение общепризнанной тактики проведения таких операций повредил пациентке внепеченочные желчные протоки, и не заметил эти повреждения. В итоге у пациентки, 1966 года рождения, обострилась хроническая ишемическая (атеросклеротическая) болезнь сердца, протекавшая на фоне артериальной гипертензии, от которой она в результате острой сердечной недостаточности 1 августа 2022 года скончалась в больнице.

Ситуация ужасная, очень хочется, чтобы такое не повторялось. Но предпринято ли хоть что-нибудь для работы над ошибками? Справедливо ли наказание?

Мы неоднократно писали о проблеме криминализации врачебных ошибок в нашей стране, и вот еще один пример того, как неадекватность наказания ведет к негативным последствиям как для медика, так и для пациента.

Попробуем разобраться, с оговоркой, что мы не располагаем достаточной информацией для принятия решения в конкретном случае. Мы говорим об общей ситуации в стране, куда, тем не менее, очень четко укладывается данная история.

Повреждение желчных протоков (ПЖП) после холецистэктомии определяется как непреднамеренное повреждение любой части желчевыводящей системы, которое проявляется во время или после операции в виде утечки желчи или обструкции желчевыводящих путей (не из-за камня или опухоли). Это включает все виды утечек желчи, в том числе из культи пузырного протока. По данным современной литературы, частота ПЖП после холецистэктомии колеблется от 0,1% до 1,5%, в среднем составляя 0,5%; в последние годы не наблюдается снижения этого показателя. Например, во Франции повреждения желчных протоков после холецистэктомии затрагивают примерно 600 пациентов ежегодно.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: ежегодно 600 врачей во Франции совершают уголовные преступления и не только не несут наказания, но и пишут об этом, не опасаясь преследования?

Очевидно, что нет, врачебная ошибка – не преступление, и если она случается, то в первую очередь нужно думать, как помочь пациенту и минимизировать негативные последствия.

К счастью, смертность при повреждении желчных протоков во время холецистэктомии невысокая, и составляет около 3,5%.

Очень важно начать действовать как можно быстрее.

Из материалов дела мы знаем, что в случае в Бобруйске осложнение не было распознано своевременно, и это могло сыграть ключевую роль в неблагоприятном исходе.

Это кричащее подтверждение того, что в условиях, когда за любую оплошность, и даже осложнение, которое вообще не является виной медперсонала, врачу грозит уголовная ответственность, ошибки будут скрывать до последнего.

В качестве доказательства вспомним, что в Беларуси нет открытой статистики по врачебным ошибкам. Можно сколько угодно требовать крови и даже смертной казни, только это не улучшает положения ни медиков, ни тем более пациентов – врачу назначен срок и штраф, а пациент лишился жизни.

Можно понять родственников, потерявших близкого, в такой ситуации хочется мстить, но если государство, Минздрав, руководство больниц действительно хотят уменьшить смертность, то необходимы процедуры, направленные на снижение рисков – возможность открыто говорить о своих ошибках и учиться на ошибках других, понятные протоколы для медперсонала, что делать в таких случаях, страховка для врача и больницы, покрывающая расходы на лечение осложнений, законы, разделяющие понятия осложнений, ошибок и халатности; список довольно внушительный, и реализовать это непросто, но жизненно необходимо.

К сожалению, нет никаких реальных действий для улучшения сложившейся ситуации, существующая система наказаний продиктована садистическими наклонностями самой судебной системы и никак не учитывает интересы пациентов.