28-06-2024

«Корректирующее изнасилование», кастрация, удаление матки, лоботомия

Как карательная медицина пыталась «вылечить» гомосексуальность.

Вот лишь некоторые примеры конверсионной терапии, с помощью которой «лечили» людей от гомосексуальности: корректирующее изнасилование, кастрация, удаление матки, яичников или клитора, лоботомия. Печальнее всего, что некоторые практики сохранились в Беларуси и России до сих пор.

Беларусь сейчас живет в двух параллельных реальностях. В первой из них уже более 20 лет назад гомосексуальность и трансгендерность не считаются болезнями. На самом деле они были исключены уже из 10-й редакции Международной классификации болезней (МКБ), вышедшей в 1990 году, но Беларусь и Россия перешли на неё только к 2003-2004 году.

Во второй же реальности Лукашенко заявляет открыто: «Девчонок я, как президент, прощаю. Беру на себя эту вину и на вас, на мужиков. Значит, мы где-то не досмотрели, не доработали в чём-то... Что касается геев, то это извращенцы, мерзость последняя».

В январе 2022 года ВОЗ был рекомендован МКБ-11, но Россия приостановила внедрение новой классификации из-за «противоречия традиционным моральным и духовно-нравственным ценностям». По сути, речь идет лишь об одном пункте: из психических расстройств были удалены расстройства гендерного соответствия, так как нет основания считать их психическими.

В честь подходящего к завершению месяца гордости ЛГБТ+ мы подготовили материал о том, как принудительно «лечили» гомосексуальных людей, когда гомосексуальность считалась болезнью и даже хотят лечить до сих пор, например в России, а как известно, многие авторитарные практики Беларусь охотно перенимает себе.

Итак, конверсионная терапия, также известная как репаративная терапия или попытки изменения сексуальной ориентации, охватывает методы, которые способны изменить гомосексуальную ориентацию человека на гетеросексуальную. Эти методы включают хирургические вмешательства, такие как удаление матки, яичников, клитора, вазектомия, кастрация и лоботомия; использование гормональных препаратов или антипсихотиков; психоанализ, гипноз, электрошоковая терапия, физическое насилие, лишение пищи, изоляция и даже так называемое «корректирующее изнасилование».

В 2020 году эксперт ООН по вопросам сексуальной ориентации и гендерной идентичности Виктор Мадригал-Борлос призвал к глобальному запрету конверсионной терапии. В постсоветских странах официальная психиатрия не признает и не предлагает такого рода «лечения». Однако, согласно опыту ЛГБТ-активистов, в этих регионах существуют частные реабилитационные центры, куда людей отправляют под давлением близких или даже насильно, чтобы «исправить» их сексуальную ориентацию. При этом зачастую услуги предоставляются тайно, о них не пишут в открытом доступе в интернете.

Некоторые психиатры и сексологи продолжают предлагать услуги, аналогичные конверсионной терапии, под маскирующими наименованиями, как «преодоление гомосексуализма» или «психотерапия гомосексуализма и трансгендерности». Врачи, придерживающиеся принципов доказательной медицины, настаивают на опасности таких методов, так как они могут привести к усилению гендерной дисфории, травматизации и депрессии. У пострадавших от такого «лечения» может развиться посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), комплексное посттравматическое стрессовое расстройство (КПТСР), депрессия и суицидальные мысли.

Обратившись к первоисточникам, мы можем вспомнить, что Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, утверждал, что гомосексуальность не является болезнью. Вместе с тем, в первой половине XX века некоторые известные психоаналитики того времени, такие как Эдмунд Берглер и Шандор Радо, утверждали, что гетеросексуальность является единственной нормой, а причины гомосексуальности заключаются в негативном воздействии родителей на развитие ребенка. Их теории получили широкое распространение, и в 1948 году гомосексуальность была внесена в Международную классификацию болезней, что привело к расцвету практик конверсионной терапии.

1970-е годы в США отметились увеличением влияния религиозных фундаменталистских движений. В это время возникло множество христианских организаций, направленных на «исцеление» гомосексуалов, среди которых стоит отметить самую известную организацию того времени Exodus International, основанную в 1976 году.

Организация активно действовала в 17 странах, предлагая «лечение» через молитвы, чтение Библии, а также индивидуальную и групповую психотерапию. Еще более подробное погружение в мир конверсионной терапии — книга «Стертый мальчик» Гаррарда Конли. Он родился в консервативной баптистской семье и несколько лет «лечился» от гомосексуальности в этой организации. Однако «лечение» не составляло всю жизнь Конли: параллельно он учился в университете литературному мастерству и в итоге решился описать свой опыт в автобиографическом романе.

Со временем основатели Exodus International, Майкл Бюссе и Гэри Купер, оставили организацию, чтобы жить вместе как пара. В 2012 году президент организации Алан Чамберс признал, что «лечение» оказалось неэффективным для 99,9% участников.

20 июня в ночном ток-шоу «Наша Америка с Лайзой Линг» Чамберс публично попросил прощения у ЛГБТ-сообщества за ущерб, нанесенный сообществу движением экс-геев. Эти слова продолжают его письменное извинение, распространенное через официальный сайт организации, «за тот вред, который он причинил ЛГБТ и их семьям своим стремлением навязать всем образ Бога как противника геев и лесбиянок».

В 2013 году Exodus International прекратила своё существование.

Однако похожие группы существуют и сейчас, и не только в США. Например, согласно опросу ЛГБТ-персон в Великобритании за 2019 год, чаще всего конверсионную терапию в том или ином виде осуществляла религиозная организация (51%), второй по частоте ответ — медицинские работники (19%), а затем — члены семьи (16%). При этом в 2020 году более 370 религиозных лидеров из разных стран мира призвали запретить «исправление» гомосексуалов.

Повторимся, научных доказательств эффективности конверсионной терапии, целью которой является изменение сексуальной ориентации человека, не существует. Эта практика критикуется за отсутствие медицинской целесообразности и потенциальный вред для психического здоровья.

В СССР также проводились практики конверсионной терапии. В конце 1950-х годов психиатры Елизавета Деревинская и Абрам Свядощ исследовали 96 женщин-заключенных, большинство из которых были в Карагандинском исправительно-трудовом лагере. Они применили курс конверсионной терапии к девяти из них, используя седативное средство аминазин, которое подавляло либидо. Однако после прекращения приема препарата сексуальное влечение у женщин возвращалось и не изменяло своей ориентации.

За последние шестьдесят лет заслуженный врач России Ян Голанд, как сказано на его сайте, лечил (и скорее всего «лечит» до сих пор) гомосексуальность, утверждая, что «вылечил» 78 человек. Он использует методы аутотренинга, управление снами, эротические фильмы и танцевальную терапию для «пробуждения гетеросексуальных эмоций». Голанд продолжает работать и лечит «всех, от невротиков до транссексуалов».

Также есть исследование, в котором приняли участие 245 негетеросексуальных людей. В подростковом возрасте родители принудили их к конверсионной терапии. Ученые пришли к выводу, что этот опыт был ассоциирован с депрессией, попытками суицида, меньшим уровнем образования и дохода. В канадской работе 2020 года авторы выяснили, что в 97% случаев конверсионная терапия не приводила к изменению ориентации. При этом было обнаружено, что она связана с негативными последствиями для здоровья, включая ненависть к себе, депрессию, суицидальные мысли и попытки самоубийства, употребление наркотиков.

В другом исследовании авторы опросили 1156 мужчин-геев старше 40 лет и оказалось, что 15% имеют опыт конверсионной терапии. Люди, которые подвергались такому «лечению», чаще страдали от депрессии и ПТСР, чем остальные участники.

Первая страна, запретившая конверсионную терапию на законодательном уровне, — Бразилия, необходимый пакет документов был принят ещё в 1999 году. На данный момент эти практики являются незаконными в 15 странах, среди которых Тайвань, Аргентина, Уругвай, Мальта, Германия, Франция, Греция, Канада, Индия. Где-то конверсионная терапия запрещена только для несовершеннолетних, где-то для всех, как на Мальте и во Франции. В некоторых странах есть уголовная ответственность за такую практику в отношении несовершеннолетних — это Тайвань, Эквадор и Мальта.

В 2023 году в России Владимир Путин поручил Минздраву создать психиатрический институт по исследованию поведения ЛГБТ-людей, вероятно, для изучения возможностей конверсионной терапии. Основная цель такой терапии — изменить сексуальную ориентацию.

В марте 2018 года Европейский парламент принял резолюцию, осуждающую конверсионную терапию, и призвал государства ЕС запретить ее. В Беларуси нет законов, регулирующих практики конверсионной терапии: ни запретительных, ни обозначающих критерии лечения.