Прошло больше месяца после того, как мы рассказали о неприятных нововведениях в постановлении «О профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения» (актуальный вариант можно прочитать по этой ссылке). И только сейчас Минздрав неожиданно решил также высказаться об этом документе. Предполагаем, что произошло это не просто так — стало понятно, что новые правила вызвали большое недовольство среди медиков.
Разбираясь в ситуации, мы попросили ответить на несколько вопросов координаторку Беларуского фонда медицинской солидарности Лидию Тарасенко.
— Насколько новый документ важен для медиков?
— Это действительно тема, которая важна большинству медицинских работников. Дело в том, что от твоей категории зависят некоторые доплаты, возможность занимать определенные должности и даже возможность работать в негосударственном частном медицинском центре. Поэтому и врачи, и средний медицинский персонал стремятся получить более высокую категорию, причем как можно быстрее.
Сейчас эти сроки стали значительно выше: для второй категории врачам необходимо иметь стаж по специальности 3 года (было 2); чтобы получить первую категорию, требуется стаж по специальности 7 лет (было 5), плюс 4 (было 3) года в занимаемой должности. Для высшей категории требуется стаж по специальности 10 лет (было 8).
— Для чего эти сроки увеличились? Какую логику вы в этом видите?
— Это — открытый вопрос. По идее, присвоение каждой последующей категории говорит о том, что специалист обладает определенными навыками и опытом. Увеличив время, необходимое для получения, Минздрав никак не объясняет, почему это сделал. Гипотетически требовалось провести полноценное исследование, которое бы аргументировало целесообразность подобных изменений, но я уверена, что его не было. Сроки повысили простым бюрократическим решением.
А сделали это по двум основным причинам, каждая из которых никак не касается качества работы медицинской системы или интересов пациента.
Первая причина — финансовая. Надбавки за категорию теперь будет сложнее получить, а это значит, платить врачам можно будет еще меньше (надбавки за категорию могут составлять от 15 до 30%).
Вторая — «организационная». Большие сроки выглядят как попытка дольше удержать сотрудников на рабочих местах в госучреждениях. Потому что чаще всего люди стараются доработать на том или ином месте как минимум до сдачи на категорию (переведясь на другое место работы, собрать необходимую документацию об отработанном стаже может быть проблематично).
— Почему Минздрав разместил свой комментарий к документу так поздно?
— Удивительно, что комментарий вообще появился, и здесь я вижу явную тенденцию, что Минздрав начал внимательнее отслеживать моменты с недовольством пациентов и медработников и пытаться на них как-то реагировать. Причины этого, конечно, не в том, что в чиновниках неожиданно проснулся альтруизм и человеколюбие. Скорее всего, мы видим одну из стадий подготовки к так называемым «выборам», когда власть старается понизить градус напряжения во всех сферах жизни общества.
Казалось бы, можно только порадоваться, мол, абстрагируемся от причин, главное результат — людей начали слушать. Но все не так радужно. Мы видим, что реакция на проблему — не попытка решения, а желание «уболтать» недовольных уговорами, враньем и угрозами.
Конкретный пример вранья: комментарий Минздрава по теме, которую мы сейчас обсуждаем, начинается с того, что к учету принимаются лишь сертификаты с конференций, съездов и других образовательных мероприятий, проводимых только структурами Минздрава и некоторых других беларуских госорганов. Чиновница отмечает: «Данная норма направлена на исключение фальсифицированных сертификатов, которые все чаще стали подаваться в аттестационные комиссии». По сути, мы видим здесь, что Минздрав старается максимально ограничить участие медиков в получении профессионального образования и обмена опытом в других странах.
Но это на словах. На деле в пункте 4 приложения №4 актуальной версии постановления говорится: учитываются сертификаты с мероприятий «...в республике Беларусь и за ее пределами». То есть даже в официальном комментарии мы видим попытку трактовки документа в «нужную сторону».
Разглагольствования об «исключении фальсифицированных сертификатов» не выдерживают абсолютно никакой критики. Если такая проблема есть, — ее надо решать, совершенствуя правила верификации, а не запретами. При этом сравнивать многие международные конференции с тем, что устраивает наш Минздрав, просто смешно, это будет очевидно не в его пользу — именно по этой причине люди и стремятся ехать учиться в Германию, США, Францию, Польшу и т. д.
Проигрывают от таких нововведений абсолютно все: от врачей, которые теряют связь с мировым научным сообществом, до пациентов, которых в будущем будут лечить все менее квалифицированные специалисты. Проигрывает в долгую даже сам Минздрав, так как подобные запреты неминуемо приведут к тому, что все больше продвинутых врачей будет стремиться уехать за границу для того, чтобы работать в нормальных условиях.
— Что вы скажете про остальную часть комментария Минздрава?
— Скорее я бы обратила внимание на то, что никак не прокомментировали. Много говорили про различные, крайне специфические мелочи. Но ни слова не сказали про вещи, которые волнуют всех медиков — в первую очередь про увеличение сроков отработки на категорию.
Помимо этого, в комментарии деликатно пропустили, что изменения в постановлениях не только делают жизнь медикам сложнее, но и облегчают ее отдельной категории. Организация, называющая себя «Беларусское Общество Красного Креста», получила очередную порцию преференций: генеральный секретарь БОКК, а также его заместители и председатели организационных структур освобождены от обязательного требования получать медицинскую категорию. Также сроки получения категории могут быть короче для тех, кто работает в беларуском «Красном Кресте» на некоторых должностях.
По сути, мы видим, как «карманная организация», до сих пор ассоциирующаяся у части беларусов как международная и независимая (хотя на деле уже давно такой не являющаяся), живет абсолютно по другим правилам, чем все остальные медики в стране.